Щербаков Сергей Борисович №20

Один из самых опытных и знающих Арктику яхтенных капитанов России. Был приглашён в качестве ледового лоцмана и штурмана в экипаж яхты «Скорпиус», совершившей героический обход двух полюсов планеты - Северного и Южного. На сегодняшний день яхта «Сибирь» под руководством Сергея Щербакова прошла более 100000 морских миль, что превышает четыре витка вокруг Земли по экватору.

Родился 13 марта 1952 года в г. Саратове. С 1964 года проживает в г. Омске, и с этого времени начал заниматься парусным спортом в детской спортивной школе № 3 Омского ГорОНО.

В 1974 году окончил Омский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Автоматика и телемеханика». Трудовую деятельность начал по распределению инженером на ОМПО им. П.И. Баранова.

С ноября 1974 по ноябрь 1975 года - срочная служба в рядах СА (Группа Советских войск в Германии). После демобилизации – инженер по разработке радиоэлектронной аппаратуры в Омском НИИ приборостроения. В 1979 году призван на действительную военную службу в органы КГБ СССР-ФСБ РФ. Вышел в запас в 1997 году в звании подполковника, ветеран военной службы, имеет правительственные награды.

Самоотверженность, целеустремленность и упорство, а также организаторские и деловые качества позволили Щербакову С.Б. в начале 70-х годов стать лидером омских парусников в классе яхт «М», а затем в Олимпийском классе «Финн».

Первым среди омичей в 1977 году Щербаков С.Б. выполнил на всесоюзных соревнованиях норматив кандидата в мастера спорта СССР, а в 1979 году стал первым мастером спорта СССР по парусному спорту в Омской области.

В 1989 году Щербаков С.Б. выступает инициатором и организатором создания общественной организации «Омское добровольное общество любителей паруса «Фарос», объединившей практически всех яхтсменов региона и на протяжении более 10 лет возглавляет эту организацию.

Этот шаг, после развала Советского Союза и всей системы спортивных клубов, позволил сохранить парусный спорт на Иртыше, внести свой вклад в развитие яхтинга и продолжить славные традиции омских любителей паруса.

В 1997 году Щербаков С.Б., совместно с единомышленниками заканчивает строительство уникальной по своим характеристикам яхты «Сибирь», и экипаж омских яхтсменов из семи человек совершает впервые в истории бывшего СССР и России дальнее спортивное плавание на парусной яхте из Омска в Санкт-Петербург через Северный морской путь и вокруг Скандинавии.

Мужество, самоотверженность и отвага, проявленные экипажем под руководством яхтенного капитана Щербакова С.Б. позволили в условиях чрезвычайных обстоятельств заполярья преодолеть льды и шторма, туманы и скалы, которые подстерегали яхту на всем протяжении сложного маршрута. Неоднократно возникавшие экстремальные ситуации разрешались благодаря смелым и решительным действиям Щербакова С.Б. и его команды.

В эпизоде столкновения с норвежским сухогрузом, во время шторма в проливе Скагерак, в Северном море, 21.09.1997 года, при нулевой видимости, Щербаков С.Б. с риском для жизни вывел судно из под стального форштевня норвежского сухогруза, намного превосходившего «Сибирь» по размерам и тем самым предотвратил гибель яхты и экипажа. После возвращения в 1998 году «Сибири» в Омск, Щербаков С.Б. приступает к подготовке новой программы с участием омских яхтсменов: «Северная кругосветная парусная экспедиция «Сибирь-2000».

Впервые в истории мореплавания планировалось, стартовав в Омске, совершить сквозное плавание по Северному морскому пути без зимовок и, обойдя земной шар, вернуться в родной город, затратив на весь маршрут 15 месяцев.

Экспедиция стартовала из устья Оми 1 июля 2000 года и, преодолев более 46000 км, успешно финишировала 30 сентября 2001 года в исходной точке. Во время экстремального плавания, которое прошло через три океана и 20 государств, и способствовало поднятию престижа России, и Омской области, яхта «Сибирь» в районе Алеутских островов (Аляска, США) 29.09.2000 года потерпела кораблекрушение в условиях жестокого шторма (сила ветра доходила до 30 м/с и высота волн до 10 метров) и перевернулась, сделав полный оборот на 360 градусов, сломав обе мачты и лишившись всех средств связи. Только благодаря самоотверженным действиям капитана и экипажа, боровшихся в течение 18 часов за жизнь яхты и свою собственную, удалось без посторонней помощи вывести судно к укрытию (остров Кадьяк, Аляска).

За две недели «Сибирь» собственными силами членов команды была полностью восстановлена, а затем продолжила и успешно завершила кругосветное плавание. После капитального ремонта парусного судна, сильно пострадавшего в жестоких условиях заполярья, и водах трёх океанов, яхтенный капитан С.Б. Щербаков, с 2003 года по настоящее время, совместно с Омским региональным отделением Русского географического общества, организовал и осуществил целый ряд научно-спортивных экспедиций по мировому океану, посетив территориальные воды 45 государств. А также по внутренним водным путям России, пройдены реки, озёра и водохранилища, самые крупные из которых: Обь, Иртыш, Енисей, Волга, Дон, Свирь, Нева, всего более 30 субъектов Российской Федерации.

В 2004 году «Сибирь» приняла участие в предолимпийской регате «Одисэйл-2004», в Греции, проделав путь более 10000 км до старта соревнований. 2005 год – первое место в международной регате The Tall Ships Races, собирающей со всего мира более 100 самых больших парусников планеты. 2006-2008 годы – экспедиции по сибирским рекам, 2009 – опять The Tall Ships Races, и опять победа. В 2010 году Сергей Щербаков прошёл на «Сибири» по периметру Каспийское море (не пройденными из омывающих Россию 13 морей остались только Охотское и Японское).

С 2011 года по настоящее время опять Сибирские реки, совместно с Русским географическим обществом, дружеский визит вверх по Иртышу в Казахстан. Попутно, в 2015 году поход к самому северному населённому пункту России, расположенному на побережье Карского моря – посёлку Диксон, в честь его 100-летнего юбилея, и победа в самой северной регате в мире, на которую пришли яхты из Москвы, Новосибирска, Омска.

На сегодня яхта «Сибирь» прошла в своих походах под руководством бессменного капитана, Сергея Щербакова, более 100000 морских миль, что превышает четыре витка вокруг Земли по экватору и полностью готова к новым экспедициям. На основе собранных материалов выпущены книги: «Дневник капитана», «Под парусами «Сибири», исторический фотоальбом «100 лет парусному спорту в Омской области»; документальные фильмы: «Категория сложности ноль», «Ветер северный, северо-западный», «За горизонтом берег». Полученные знания Сергей Щербаков активно использует в процессе встреч с населением посещаемых регионов, в патриотическом воспитании молодёжи, пропаганде здорового образа жизни, подготовке спортсменов молодёжной сборной Омской области к участию во всероссийских и международных соревнованиях.

Ежегодно организует и проводит более 50 встреч с молодёжью и самыми широкими слоями населения. С 2002 года по настоящее время Сергей Борисович возглавляет созданное после успешного завершения кругосветной экспедиции на яхте «Сибирь» автономное учреждение Омской области «Омский яхт-клуб», передавая молодому поколению все свои знания и опыт, а главное – пример самоотверженности и патриотизма, любовь к парусу и родному краю. За этот период в учреждении прошли спортивную подготовку и получили навыки хождения под парусами более 1000 мальчишек и девчонок, лучшие из которых защищали спортивную честь Омской области и России на международных соревнованиях и Олимпийских Играх.

По оценке Всероссийской федерации парусного спорта Омская парусная школа под руководством С.Б. Щербакова признана лучшей среди парусных школ Сибири в 2011 году. В 2012 году С.Б. Щербаков, как один из самых опытных и знающих Арктику яхтенных капитанов России, был приглашён в качестве ледового лоцмана и штурмана в экипаж яхты «Скорпиус», совершившей впервые в истории мореплавания под эгидой Всероссийской федерации парусного спорта героический обход двух полюсов планеты - Северного и Южного.

Данный проект является не только экстремальным, спортивным, научно-географическим, но и имеет историко-просветительский характер, а также идейно-патриотическую направленность, вектор которой – воспитание подрастающего поколения. Участники экспедиции поставили перед собой главную задачу – пройти единым маршрутом вокруг Южного и Северного полюсов и уложиться в один календарный год, что никогда и никому не удавалось.

Попутно проводились наблюдения в области экологии и гидробиологии, проверялась работа спутниковой системы глобального позиционирования "ГЛОНАСС" в высоких широтах. Все поставленные перед экипажем яхты «Скорпиус» задачи были выполнены. Участники экспедиции доказали на практике реальность высокоширотного прохода по Северному морскому пути без ледокольной проводки, что значительно повышает привлекательность маршрута для торгового мореплавания и открывает огромные возможности для привлечения инвестиций и освоения Российского сектора Арктики.

Сам маршрут и его выполнение в установленном графике – это мировое достижение и в спорте, и в мореплавании в целом. С августа по октябрь 2012 года, Щербаков С.Б. в составе экипажа яхты «Скорпиус» за 60 дней прошёл вокруг Арктики с контрольными точками: Исландия – Шпицберген – Земля Франца Иосифа – Северная Земля – острова Де-Лонга – Канадский Арктический архипелаг – Гренландия. В сложнейших условиях Заполярья, в которые «Скорпиус» в сентябре 2012 года попал в районе островов Де-Лонга, в Северном Ледовитом океане, в окружении ледовых полей и прогрессирующего обледенения, Сергей Борисович Щербаков, как штурман и ледовый лоцман выбрал наиболее безопасный маршрут для парусного судна. Он лично стоял у штурвала и, рискуя своей жизнью, вывел яхту из ледового плена.

Благодаря самоотверженности С.Б. Щербакова, проявленной в критической ситуации, его грамотным, смелым и решительным действиям, экспедиции удалось замкнуть кольцо вокруг Северного полюса и успешно дойти до конечной точки своего маршрута. За большой вклад в развитие парусного спорта России в 2005 году Указом Президента РФ В.В. Путина Щербаков С.Б. награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

В 2007 году награждён Почетной грамотой Русского Географического общества «За большие заслуги перед Географией и Русским Географическим Обществом». В 2011 году стал лауреатом премии им. М.В. Певцова: «За большие достижения в патриотическом воспитании молодёжи Омской области». В 2012 году награждён Почётной грамотой Правительства Омской области «За многолетний безупречный труд, высокое профессиональное мастерство, развитие парусного спорта и воспитание молодёжи», а также стал лауреатом национальной премии «Яхтсмен года», в номинации «Лучший дальний спортивный поход». В сентябре 2016 года Указом Президента РФ В,В. Путина «За заслуги в развитии физической культуры и спорта и многолетнюю добросовестную работу» награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени.

В настоящее время Сергей Щербаков занимается подготовкой уникальной экспедиции на парусной яхте «Сила Сибири» (32,5 метра длиной и 108 тон водоизмещением), посвящённой 200-летию открытия Антарктиды российскими мореходами Беллинсгаузеном и Лазаревым на парусных шлюпах «Восток» и «Мирный».

Экспедиция стартует в 2019 году из Сибири (Омска), пройдёт вокруг двух полюсов планеты (придерживаясь в Южном полушарии маршрута Беллинсгаузена) и посетит все шесть континентов Земли (Европу-Азию, Северную и Южную Америки, Африку, Австралию и Антарктиду). Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» представляет Щербакова Сергея Борисовича к награждению региональной премией «Народный герой» в номинации «Самоотверженность».

Ссылки: https://cloud.mail.ru/public/B3cv/FvSDzcmHF

https://cloud.mail.ru/public/4vkp/GWLt2dGBY

https://cloud.mail.ru/public/Lv7j/4V6f4om9q

https://cloud.mail.ru/public/4Zp6/HMsU98VNF

https://cloud.mail.ru/public/3TQ6/iLzgqsUxS

 

  • 1997.08.18. Сибирь во льдах Карского моря — копия
  • 2000.09.14. Сибирь покидает ледовый плен в Чукотском море
  • 2000.08.11. Во льдах у острова Русский, Таймыр.
  • 2000.11.02. на Аляске в районе Кетчикана
  • 1997.09.20. Пересекаем пролив Скагерак. — копия
  • 2001.09.05. Сибирь замкнула петлю вокруг Земли. Обская губа.
  • 2003.07.30. Стоянка на о.Новая Земля.
  • 2003.07.29. Опять во льдах. Карское море западнее о.Белый.
  • 2003.08.09. Сибирь пришла на Соловецкие острова.
  • 2004.08.06. Сибирь на дистанции предолимпийской регаты Одисейл-2004
  • 2005.07.11. Крузенштерн остался за кормой. Гонка Ватерфорд - Шербур.
  • 2005.07.15. Мэр Шербура вручил экипажу Сибири кубок за победу в гонке.
  • 2005.07.06. Дошли до Ватерфорда, Ирландия. Начало гонок Катти Сарк.
  • 2005.09.12. Пересекаем Байдарацкую губу, Карское море.
  • 2006 06 17 Тара встречает Сибирь
  • 2006 06 20 На всех парусах к причалу Твриза
  • 2006 06 18 Сибирь дошла до Знаменки
  • 2005.08.04. Вручение переходящего кубка экипажу Сибири за Катти Сарк, Фридрихштадт, Норвегия.
  • 2008.07.27.2 Провожающие Сибирь ветераны. Речной вокзал, Омск.
  • 2008.07.27.1 Построение перед торжественным стартом на речном вокзале. Омск
  • 2008.07.27.3 Экипажу Сибири вручили венки для возложения на воду в память о погибших военных моряках.
  • 2008.08.02. 10 Молодежь на парусных учениях
  • 2008.08.19. 5 Сибирь в порту Диксона
  • 2008.08.09. 4 Сибирь по полными парусами у деревни Бахта1
  • 2008.08.20. 4 Мемориал военным морякам на острове Диксон
  • 2008.08.21. 6 Стела защитникам Диксона в ВОВ
  • 2009 07.02. Гдыня, перед парадом открытия регаты.
  • 2009 07.12. Награждение за первую гонку проводит В.В.Путин
  • 2009 07.12. С-Петербург. Российские экипажи после награждения.
  • 2009 07.13. Стоянка Толшипов в С-Петербурге.
  • 2009 07.17. Сибирь дошла до Хельсинки.
  • 2009 07.03. Стоянка в Гдыне.
  • 2009 07.05. Перед стартом 1 гонки Гдыня С-Петербург.
  • 2009 08.01. Клайпеда. Парад экипажей.
  • 2009 09.15. Сибирь финиширует в Астрахани.
  • 2009 08.01. Сибирь наградили кубком за победу в гонке Турку - Клайпеда в классе  D
  • 2009 08.07. Сибирь заходит в С-Петербург после регаты.
  • 2009 08.08.1. С-Петербург, Перед сменой экипажа
  • 2010 06 12 Война войной, а обед по расписанию
  • 2006 08 06 Сибирь на центральной площади Омска в день города
  • 2015.09.07. Победный финиш "Сибири" в самой северной регате, посвящённой 100-летию Диксона
  • 2015.09.07. Награждение после финиша
  • 2015.09.07. Участники самой северной в мире регаты на Диксоне
  • 2012.08.08. Маршрут "Скорпиуса" вокруг Арктики
  • "Скорпиус" на ходовых испытаниях
  • 2012.09.12. Туман и холод на подходе к Шпицбергену
  • 2012.08.29. Радуга показывает путь к Земле Санникова.
  • 2012.09.03. Позади остров Беннетта, впереди и вокруг яхты ледовые поля
  • 2012.09.12. Северное сияние в бухте Кембридж-Бей
  • 2012.09.14. Канада, флаг Омской области на форте Росс
  • Обдеденение после шторма
  • Впереди айсберг
  • "Скорпиус" во льдах
  • На фоне Баренцбурга, острова Шпицберген
  • 2000.08.04. В ледовой ловушке не падаем духом
  • 1997.05.31. Шампанское о форштевень "Сибири" перед спуском на воду
  • 1997.09.29. Во время отлива в Северном море. Западно-Фризские острова. — копия
  • 1997.10.15. Финиш в Санкт-Петербурге
  • 2001.09.30. Финиш кругосветной экспедиции в Омске.
Партнёры
Правительство
президентскиегранты
12 Канал
Авторадио
Дизайнмастер
Ом1
Эльдорадо
Восточный банк
Polaris
ЦКБ
сладонеж
Омск Live
Контакты

644043, г. Омск, ул. Фрунзе, 1/4, офис 715

Контакты

+7 3812 66-44-88

 

Обратная связь

Наверх